Минэкономразвития РФ рассмотрел обращение о правомочности заключения оценщиком договора на оказание услуг, не относящихся к оценочной деятельности, и правомерности составления им экспертного заключения, как результат оказания таких услуг.
В обращении говорится, что заказчик и исполнитель работ подписали договор на услуги по оценке, где его предметом является установление текущей рыночной стоимости самого объекта оценки.
Результатом такой оценки стало письменное экспертное заключение. Оно содержит: дату оценки, цели и задачи ее проведения, способ оценки, основание для проведения оценки объектов, место нахождения и реквизиты юрлица, с которым заключил трудовой договор данный оценщик, дата составления этого экспертного заключения, сведения о самом оценщике и его членстве в СРО оценщиков, а также краткое описание самого объекта оценки и другие данные.
После изучения этих материалов Департамент корпоративного управления установил, что, согласно ст. 3 федерального закона № 135-ФЗ , касающегося оценочной деятельности в России, под такой деятельностью обычно подразумевают профессиональную деятельность оценщика, направленную на установление рыночной, кадастровой или другой стоимости объектов оценки. При этом субъектами оценочной деятельности признаются лица, являющиеся членами саморегулируемой организации оценщиков, застраховавшие свою ответственность.
В то же время в статье 7 вышеупомянутого закона указано, что, если в договоре не определен, какой конкретно вид стоимости данного объекта оценки необходим, надлежит устанавливать его рыночную стоимость. Это правило должно применяться также в случае использования в нормативных правовых актах не предусмотренных федеральным законом об оценке или его стандартами терминов, которые определяют вид стоимости того или иного объекта оценки, например, таких, как «действительная стоимость», «эквивалентная стоимость», «разумная стоимость» или же «реальная стоимость».
Поэтому, в случае заключения между заказчиком и оценщиком подобного договора на оказание консультационных услуг в сфере оценки, если в нем прописаны необходимые требования к экспертному заключению касательно определения текущей рыночной стоимости оцениваемого объекта, которые соответствуют требованиям ст. 11 федерального закона об оценке, предъявляемым к отчету об оценке, значит деятельность такого лица, по мнению департамента, является объектом регулирования в сфере оценочной деятельности. Результат такой деятельности обязательно должен соответствовать требованию Закона об оценке, а также федеральных стандартов, правил и СРО оценщиков.
Одновременно департамент считает, что по ст. 18 ГК РФ граждане могут заниматься предпринимательством и любой другой законодательно не запрещенной деятельностью, заключать любые законные сделки, участвовать в обязательствах по ним.
Тем самым, по мнению Департамента, действительно, оценщики могут оказывать иные услуги, отличающиеся от оценочной деятельности. Например, консультационные. Стоит также упомянуть, что оказание таких услуг не регулируется законами РФ в области оценочной деятельности. Одно из возможных последствий - нераспространение имущественной ответственности такого оценщика за убытки, которые могут быть причинены заказчику, подписавшему договор об оказании консультационных услуг, или же имущественный вред третьим лицам, из-за использования определенного вида стоимости, установленной в ходе оказания таких консультаций.
Также стоит отметить, что, в соответствии с Законом об оценке, экспертное заключение – это документ, составляемый по результатам экспертизы отчета об этой оценке. Она проводится экспертным советом СРО оценщиков. В случае проведения судебной экспертизы этого отчета оценщик, назначенный судом, по мнению Департамента, обязан приложить к своему заключению этот отчет об оценке в качестве материала, иллюстрирующего это заключение.